Куда ни посмотри, в России все на все жалуются. На маленькую пенсию, неубранный снег, пробки, скверную работу госучреждений… Но почему-то эти жалобы редко выходят за пределы кухонь и курилок. Для многих единственная отрада – выпустить пар в Интернете. Написал о том, как сосулька пробила крышу соседской машины, подивился безответственности коммунальщиков – и молодец. А вот не ныть, сидя за чаем в собственной квартире, а хотя бы написать заявление в соответствующую инстанцию отваживаются единицы. Что это? Банальная лень или нежелание поверить в то, что ты можешь что-то изменить? «Все равно бесполезно», – скажут те, кто даже ни разу не пробовал куда-то обратиться. И будут не правы. Жаловаться можно, и даже нужно. Даже если это не поможет решить проблему в одночасье, вы по крайней мере ее обозначите. В жалобе нет ничего предосудительного – вы просто защищаете свои интересы. Главное, делать это максимально эффективно и не терять чувство собственного достоинства. «Краткость – сестра таланта» – это одно из основных правил искусства жаловаться. Лирические отступления о советских временах и остроумные замечания оставьте для мемуаров – сконцентрируйтесь полностью на своей проблеме. Хорошая жалоба должна быть обоснованной с точки зрения закона. Из жалобы должно быть понятно, чего именно вы хотите добиться – отмены какого-то решения, наказания виновных, выплаты компенсации. Просите чего-то конкретного, исключающего неоднозначное толкование, но не забывайте о том, что любое ваше требование должно основываться на законе. Большинство жалоб не остаются без внимания, но не факт, что именно вы добьетесь справедливости. Поэтому не принимайте все слишком близко к сердцу. Если ваше обращение поможет сдвинуть что-то с мертвой точки – хорошо, но если нет – не стоит превращать свою жизнь в постоянную «жажду мести». Порадуйтесь хотя бы за то, что вы не прошли мимо и проявили инициативу. Ведь если каждый выйдет из скорлупы безразличия, наша жизнь станет чуть-чуть лучше. Пусть даже на самую малость. А вы как думаете?