Хочется , чтобы понимал , помнил каждый из нас … (рассказ очевидца ) Очень-очень об этом… захотелось мне написать . Захотелось рассказать об интересных людях – «о людях природы» , о реальном их быте и средствах существования , о которых мы – многие жители 21 века и не представляем себе . А ещё многие из нас не осознают , что наше отношение ко всему живому : водоёмам , лесам , зверям , птичкам и жучкам так же отражается на их благополучии … А происходило это в Свердловской области ![cut=Читать далее...] Предложение поехать в экспедицию на север нашей области представителем от «Зелёного дозора» , я приняла сразу . Люблю познавать всё новое . Да и люблю фотографировать ! И вот мы , экспедиция в количестве пяти человек вместе с водителем – гидом на его автомобиле –вездеходе , мчимся по лесным дорогам далеко на север .… С первых минут понимаю , что наш гид Олег –житель посёлка. Полуночного - бывалый путешественник . Знающий суровость и непредсказуемость тайги , её коварность рек , природных стихий , объяснил , что в ту сторону поедем , нигде не задерживаясь , чтобы реки переехать вброд засветло . В ту сторону , это в посёлок Ушму , километров 110-120 на север от посёлка Полуночного, где живут представители малой северной народности –манси . Сейчас . А во времена СССР было поселение-колония . Три северных реки нам надо было пройти в брод на авто . Преодолев успешно первую , с названием Вижай , на следующей с названием Северная , нас ждала преграда из довольно-таки толстого , сантиметров десять , льда . По первым действиям нашего гида Олега стало понятно , что он , как видавший виды таёжник , экипировался на дорогу всерьёз . И умиляясь над его действиями , было радостно смотреть , как он ловко бензопилой распиливал лёд . Льдины , спускаясь немного вниз по течению , стали образовывать затор и на помощь к нему в ледяную , с быстрым течением , реку , пошла Светлана Викторовна . Такая женственная , восторгающаяся красотой камней , мха , корней , веточек … Преподаватель географии из школы посёлка Полуночного , переобулась в высокие сапоги – бродни , взяла большое бревно и стало умело , как будто не впервой , толкать льдины дальше по течению . А остальным , нам троим , оставшиеся на берегу реки , ничего не оставалось , как любоваться многообразием красок камней , которыми усыпаны речные берега , быстротой и ловкостью течения прозрачных вод , Ну и , и поддерживать ребят !!! Общими усилиями преграда была преодолена и мы поехали навстречу новым событиям . К посёлку , где живут манси мы подъехали уже , как стемнело . Сразу залаяли собаки . Нашего гида , бывающего у них не редко , встречали приветливо . И к нам отнеслись , как к своим , потому что знают и доверяют человеку , с которым мы пришли – так нам ни один раз говорил Олег , когда мы с не скрытым любопытством и настойчивостью досаждали аборигенов расспросами . А узнать хотелось о них многое … Их быт , обычаи , легенды , и прочее . Место , в котором живут сейчас всего человек 25 этой , исчезающей на нашей планете , национальности , привораживает своей красотой . Слияние рек и крутые берега , окаймлённые белыми скалами , вид на святую , по их приданиям , гору Чисоп , склонившеюся над рекой , как будто смотрящеюся в зеркало девушку , берёзу . Это всё подчеркивало их самобытность , слитность с природой , с её стихиями , умением выживать , растворяясь в этом гармонично . Даже плотина бобров , которую мы видели с высокого берега реки , построена трудолюбивыми зверьками рядом потому , что такие люди , как манси , относятся к зверькам иначе , видя в их образе мистическое , определяющее их быт . Как нам рассказал Николай , что , если охотник , нацелившийся ружьём на бобра и встретившийся с ним взглядом , в последствии заболевает и или даже сходит с ума … Николай , это манси , ему лет 30 , охотно отвечающий на наши вопросы и сопровождающий нас по местным окрестностям . Николай разговорился не сразу , но потом , не очень вдаваясь в подробности , рассказал о своём богатом роде , об отце , который славился охотой на крупного зверя . И ещё о том , что как они – манси , жили раньше богаче и вольготнее , пользуясь только природными благами . Это он помнит из далёкого детства . В Николае смело можно отметить спокойствие , благородные манеры и самодостаточность . Он нас сопроводил на другой берег реки , на который мы перешли по разваливающемуся навесному пешеходному мостику. Шли , соблюдая дистанцию , тем самым распределяя нагрузку на , почти , сгнившие конструкции мостика . А на том берегу нас ждала трогательная встреча с мансийкой Альбиной . В которой мы сразу увидели расположенность к нам , желание с нами общаться . Она улыбнулась , посмотрев в объектив фотоаппарата , вспомнила народную легенду о горе Чисоп и почему на русском это будет – Плачущий ребёнок . Даже с удовольствием продемонстрировала свою оленью , расшитую национальными орнаментами , шубку, ловко завязывая её на тесёмочки . Ей уже 56 , много лет она прожила в тайге , зная и умея добывать пищу , тепло , жильё и т . п. из природных ресурсов . А сейчас ? А сейчас , как говорит она , слегка понизив голос , и зверя того нет , и птицы нет , и рыбы , и ягод , и грибов . Живёт она на маленькую пенсию . Говорит , а в словах её ни протеста , ни упрёка , просто говорит , что сейчас так стало . Сфотографировала мансийского мальчика по имени Саша , а он мне –«покажи» , я показываю на дисплее его фото –близким планом лицо , а он мне –«сфотографируй меня с машинкой» … и подставляет машинку к лицу . А собаки ! ?. Они умные , гостеприимные , красивые и преданные , нас сопровождали на всём пути . Не разу не залаяли . Уезжая от них , от манси , мы все понимали , что что-то в наших сердцах осталось от этой встречи светящееся и тёплое . И мы как их братья старшие - ответственные за их быт и существование , чувствовали себя немного не по себе … А ещё понимали , что уже не так много осталось ресурсов в природе этим людям тайги . И всем нам надо понять ,что всё в окружающем нас мире взаимосвязано . Разрушая самые маленькие «цепочки» этой необъемлемой и разумной системы , называемой природа , мы люди , можем оставить себя без быстрых , прозрачных рек , с усыпанными, разноцветными камнями ,берегами , без плотин трудолюбивых бобров , без таких доверчивых , трогательных и приветливых манси и многого другого живого и неповторимого , которое создаёт неутомимая наша природа , частью которой являемся и мы … А на обратном пути Олег уже подробнее рассказывал нам о той стихии , которая пробушевала не так давно в этих местах . Он , как (а он МЧСник) непосредственный участник в борьбе со стихией огня , увлекаясь подробностями недавних событий , вдруг понял , что огонь хитрый и его обмануть не возможно . А я , слушая его , думая и сопоставляя такие понятия как : что планета наша имеет душу , память , карму и т.д. … а значит и имеет разум - вдруг поняла о том , что огонь –планетарная стихия так же имеет свой разум . Стало немного жутковато … Вот и за посёлком Вижай , который сгорел дотла , на слиянии двух рек Лозьва и Вижай есть , по поверьям манси , проклятое место .» Все женщины их национальности не оставались в живых , если они бывали на том месте . «…И посёлок огнём охватило со всех сторон «, рассказывал нам Олег , « жители 26 дворов спасались на одном островке реки , а коровы и медведи «уживались» на другом …» Всего один в посёлке дом уцелел , на берегу реки . Сейчас на месте посёлка пепелище . Хочется , чтобы понимал , помнил каждый из нас и задумывался , а почему стихии нас не щадят ? а почему что-то живое исчезает бесследно с планеты ? А почему мы не дорожим и не бережём такое красивое , неповторимое , такое необъемлемое и непобедимое и в то же время хрупкое и беззащитное? … Сами являясь во всём этом , такой же маленькой «цепочкой» ?