Поддержать рабочих БАЗа выезжают шахтеры СУБРа

Тема в разделе "Наш город", создана пользователем Coolmax, 24 ноя 2011.

  1. К Олегу Дерипаске есть рабочий вопрос
    Владимир Путин обещал разобраться в ситуации с Богословским алюминиевым заводом

    Зачем Олег Дерипаска начал сворачивать мощности, полученные от Виктора Вексельберга, завтра разберется премьер Владимир Путин
    Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
    Вся галерея 5

    Владимиру Путину снова придется решать проблемы предприятий Олега Дерипаски. В 2008 году это был Пикалевский глиноземный завод, сейчас под угрозой частичной остановки оказался Богословский алюминиевый завод. Планируемое сокращение выпуска алюминия может привести к увольнению 1,2 тыс. жителей Краснотурьинска в Свердловской области, считают власти региона. В городе уже возникли беспорядки, а вчера проблему донесли до премьера — по данным "Ъ", решать ее должны уже завтра на специально созванном совещании. Заложниками ситуации могут стать энергетики, высокие тарифы которых сделали производство нерентабельным.

    Вчера премьер Владимир Путин на встрече с руководителями общественных приемных "Единой России" пообещал разобраться в ситуации вокруг Богословского алюминиевого завода (БАЗ, входит в "Русал" Олега Дерипаски). Сделать это чиновника попросил руководитель приемной по Свердловской области, где расположен БАЗ, Анатолий Сухов. По его словам, предприятие, где трудится около 3,5 тыс. человек, оказалось на грани закрытия. "Кто там собственник?" — спросил Владимир Путин. Услышав имя Олега Дерипаски, он пообещал "сегодня же все узнать". Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков уточнил, что проблемы БАЗа будут рассмотрены "в ближайшие дни" на совещании.

    БАЗ (Краснотурьинск) — один из семи заводов, доставшихся "Русалу" в результате слияния с ОАО СУАЛ Виктора Вексельберга в 2007 году. Ситуация вокруг предприятия обострилась в середине ноября, когда "Русал" заявил о "пробном" отключении нескольких старых электролизных ванн в связи с необходимостью снижения производственных затрат. БАЗ, который в 2010 году произвел 113 тыс. тонн алюминия (около 3% от общего объема производства "Русала"), вынужден бороться с издержками из-за высоких тарифов на электроэнергию. По словам представителя "Русала" Романа Лукичева (его 29 ноября процитировало АПИ), она обходится заводу в 6,8 цента при средней стоимости для других предприятий компании в 3,4 цента. На электроэнергию приходится 45% от себестоимости алюминия БАЗа, в результате, по данным "Русала", она составляет $2,7 тыс. за тонну (по данным правительства Свердловской области, $2,96 тыс.). Средняя цена алюминия на LME с начала года — $2,45 тыс. В результате убыток БАЗа в первом полугодии, по данным властей области, составил $6 млн, а в 2012 году может составить $39 млн.

    Пока закрыто без возможности возобновления работы около десятка наиболее старых электролизеров в четырех сериях БАЗа (всего шесть серий, алюминий производится в пяти). В конце ноября ИА "Новый регион" сообщило, что производство алюминия на заводе может быть полностью остановлено к 9 мая 2012 года. Эту информацию подтвердил и источник "Ъ", знакомый с ситуацией вокруг БАЗа. Он добавил, что речь идет о закрытиях четырех серий из пяти, высвобождающиеся сотрудники сначала займутся демонтажем оборудования, а потом им предложат перейти на другие предприятия "Русала", в том числе за пределами Краснотурьинска. В течение первого года работы "Русал" даже взялся оплатить жилье для этих работников.

    В "Русале" эту информацию опровергают, утверждая, что о полной остановке выпуска алюминия на БАЗе и закрытии даже одной серии речи нет. "Компания продолжает переговоры со свердловским правительством о снижение тарифов",— заверили в "Русале". Но губернатор области Александр Мишарин еще 28 ноября писал об угрозе остановки БАЗа президенту Дмитрию Медведеву. В информационных материалах властей области, с которыми удалось ознакомиться "Ъ", речь идет об угрозе сокращения 1,2 тыс. рабочих мест и резком снижении доходов завода (на алюминий приходится 96% стоимости отгруженной товарной продукции БАЗа). Аналогичная ситуация, по версии обладминистрации, сложилась на Уральском алюминиевом заводе, где себестоимость производства алюминия достигает $2,77 тыс., а убыток в первом полугодии — $2,4 млн.

    Проблемы БАЗа уже спровоцировали митинги и волнения в Краснотурьинске. Губернатор посетил город 1 декабря, но после этого попал в автомобильную аварию, в которой погиб человек, губернатор же был доставлен в больницу. Источник "Ъ" из окружения Александра Мишарина утверждает, что это он, находясь на больничной койке, попросил Анатолия Сухова обратиться к Владимиру Путину с вопросом о БАЗе. По данным другого собеседника "Ъ", премьер уже назначил совещание для обсуждения проблем завода на утро 8 декабря.

    Ситуация вокруг БАЗа явно повторяет скандал, развернувшийся в 2008 году вокруг другого бывшего актива СУАЛа — Пикалевского глиноземного завода. Тогда премьер фактически вынудил поставщиков предприятия заключить с ним договоры. Губернатор Мишарин в качестве решения проблем БАЗа и УАЗа предлагал объединение предприятий в общий кластер с Каменск-Уральским металлургическим заводом (КУМЗ), которому они могли бы поставлять алюминий. КУМЗ контролируется структурами группы "Ренова", которая владела СУАЛом и является миноритарным акционером "Русала". В группе проблемы БАЗа не комментируют. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией в "Русале", утверждает, что в качестве одного из вариантов решения проблем БАЗа и УАЗа Олегу Дерипаске предлагалось выставить заводы на продажу. "Возможно, их купил бы тот же КУМЗ",— отмечает собеседник "Ъ". Однако в итоге всерьез это обсуждать не стали.

    В результате теперь главными пострадавшими могут оказаться энергетики. Старший аналитик ФК "Открытие" Сергей Бейден отмечает, что разница конечных энергоцен на Урале и в Сибири (6,8 против 3,4 цента) обоснованна, поскольку выработка сибирских ГЭС значительно дешевле тепловой генерации. Он добавляет, что оптовая цена электроэнергии на Урале находится на уровне 900 руб. за 1 МВт ч (около 3 центов за 1 кВт ч), что примерно на 80% выше, чем в Сибири. Но, по словам аналитика, повышающее влияние на конечные цены на электроэнергию для промпотребителей оказывают высокие тарифы сетей и различные виды перекрестного субсидирования.

    В случае снижения тарифов для предприятий "Русала" в области (потребляют в ней 20% электроэнергии) до уровня Сибири энергетики потеряют более $300 млн в год. Но ТЭЦ и ГРЭС на Урале привязаны к цене газа и при снижении доходов могут, в свою очередь, уйти за грань себестоимости, считает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Он полагает, что проблемы заводов "Русала" может решить отказ от "последней мили" (механизм перекрестного субсидирования, когда крупная промышленность, присоединенная напрямую к магистральным сетям, оплачивает и тариф распредсетей, услугами которых в реальности не пользуется). Но это "качели", добавляет эксперт, ценовая нагрузка при отмене "последней мили" переходит с крупных предприятий на мелкий и средний бизнес. В КЭС и "Газпром энергохолдинге" (владеют генерацией в Серовско-Богословском энергоузле, где располагается БАЗ) от комментариев отказались. По данным "Ъ", их представители на совещание в правительство пока не приглашены.

    Роман Асанкин, Владимир Дзагуто

    Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-y/1832735?stamp=634588462465941991
     
  2. Африка отказывается от «Русала»<
    http://www.trud.ru/article/02-12-2011/270290_afrika_otkazyvaetsja_ot_rusala.html

    Нигерия решила вернуть себе алюминиевое производство

    «Власти Нигерии могут отменить итоги приватизации алюминиевого завода Aluminium Smelter Company of Nigeria (Alscon). Главным владельцем завода является «Русал» Олега Дерипаски. В 2006 году он приобрел 77,5% акций за 250 млн. долларов, а в 2008 выкупил у немецкой MAN Ferrostaal AG еще 7,5%. Остальной пакет принадлежит нигерийскому правительству.
    Отменить итоги сделки предложил Комитет по приватизации сената Нигерии после проведения расследования сделок по приватизации государственных активов.

    «Национальный совет по приватизации должен отменить продажу Alscon и повторно предоставить завод для продажи», – говорится в докладе по итогам этого расследования. Как пишет пресса, основная претензия – «Русал» не наращивает мощности производства, как обещал. Вместо 193 тысяч тонн алюминия на Alscon было выпущено всего 18 тысяч тонн. Второй аргумент – Дерипаска заплатил пока только половину обещанной суммы. Но главный козырь – по подсчетам нигерийских экспертов, стоимость компании в 15 раз больше тех 250 млн. долларов, за которые ее купил российский олигарх. (Кстати, схожие претензии о неисполнении инвестиционных обязательств предъявляются «Русалу» и на Украине, где компания владеет Запорожским алюминиевым заводом.)

    Тема пересмотра итогов приватизации нигерийской тяжелой промышленности всплывает не в первый раз. В 2009 году власти уже угрожали признать сделку с «Русалом» недействительной. Аргументы были практически те же. Надо добавить, что с Нигерией у «Русала» отношения вообще складываются непросто. Купив в 2006 году Alscon, компания столкнулась с судебными исками от исключенной из тендера несколько ранее американской BFI Group (она предлагала 410 млн. долларов, но отказалась внести 10% в течение двух недель, как того потребовали власти страны). Американцы утверждали, что «Русал» давал взятки местным чиновникам, но доказать ничего не смогли. Однако апофеозом стало похищение нескольких сотрудников «Русала», работавших в Нигерии. Их смогли вызволить из плена только два месяца спустя. При этом бизнес-роль, которую нигерийский актив играет в металлургической империи Олега Дерипаски, достаточно условна – на нем производится примерно 0,5% от всего алюминия, выпускаемого «Русалом». По данным отчетности холдинга, он произвел за девять месяцев нынешнего года 3,064 млн. тонн сплава. Другое дело, что любая подобная новость усугубляет имиджевые потери, которых «Русал» за последние годы понес немало.

    Например, схожие трудности холдинг испытывает в другой части Западной Африки – Гвинее, где ему принадлежит боксито-глиноземный комплекс Friguia. Кстати, этот ресурс гораздо важнее для «Русала», чем нигерийский, так как производит 2,1 млн. тонн бокситов в год, а это шестая часть от всего бокситного производства холдинга. Но еще 2,5 года назад, во время военного переворота, власти также посчитали, что Дерипаска слишком мало заплатил за комплекс (19 млн. долларов), и выставили претензий на 1 млрд. долларов. Затем хунту сменила оппозиция, но вопросы остались – новая администрация также начала подсчитывать, сколько ей должен российский холдинг. Чтобы обезопасить себя от очередных претензий, компания Олега Дерипаски даже сама подала в июле иск к Гвинее о том, чтобы возможные споры рассматривались арбитражным судом Парижа, а не местными инстанциями.

    Правда, в судах «Русалу» последнее время тоже не везет. В международных инстанциях холдинг недавно проиграл суды за «Норникель», которые инициировал на острове Невис и в Нидерландах. Суд в Голландии отказал «Русалу» в праве допрашивать представителей трейдера Trafigura по поводу покупки 8% казначейских акций «Норникеля». А на острове Невис, где зарегистрирована «дочка» ГМК Corbiere, суд расценил иск «Русала» как «неперспективный» и поданный, чтобы «злоупотребить процессом».

    Впрочем, и в России с судами у алюминиевой компании дело обстоит не блестяще. СМИ пишут, что французский банк BNP Paribas требует с аффилированной с «Русалом» структуры «Русские машины» 87 млн. долларов, которые банк (по его подсчетам) недополучил при реализации заложенного «Русскими машинами» 20 процентного пакета акций канадского производителя автозапчастей Magna. Убедить арбитров в необоснованности требования у юристов Дерипаски пока не получается. Девятый арбитражный апелляционный суд принял решение, что дело будет снова рассматриваться по правилам первой инстанции.

    Неблагоприятный инвестиционный климат и неудачи в судах тем не менее не сказываются на желании «Русала» продолжать экспансию в Африку. На днях делегация холдинга с деловым визитом посещала соседнюю с Гвинеей Сьерра-Леоне. А летом первый заместитель гендиректора Владислав Соловьев говорил, что компания рассматривает возможность приобретения месторождений бокситов в Камеруне.
    $250 млн. – столько заплатили за компанию Alscon. Это в 15 раз меньше ее реальной стоимости, по мнению нигерийской стороны».
    Вячеслав Попов, «Труд», 02.12.2011"
     

Поделиться этой страницей